Современное развивающееся образование требует преподавателей,
глубоко владеющих психолого-педагогическими знаниями, понимающих особенности развития
студентов, являющихся профессионалами в различных областях деятельности, способными
помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и
уверенными в себе людьми.
Сколько бы методисты ни описали методов, сколько бы чиновники ни
утвердили стандартов, сколько бы ученые ни сформулировали целей - все это
ничуть не отразится на результате, если не прошло через сознание преподавателя,
не превратилось в его убеждения, его позицию.
Педагогическая позиция (видение собственного места) преподавателя в
образовании предопределяет характер взаимодействия в педагогическом процессе,
технологию формирования целей, освоения содержания, овладения методом.
Преподаватель всегда был центральной
фигурой в образовании. Необходимые изменения в образовании не могут
происходить, если педагоги не будут стремиться совершенствовать свою
профессиональную деятельность.
Педагогическая
позиция синтезирует и личностную позицию педагога, проявляемую во
встрече взрослого и ребенка, и профессионально-деятельностную позицию,
связанную с созданием условий для достижения целей образования и характеризующую
видение им собственных педагогических функций.
Первый компонент педагогической позиции -
«мудрец», Главная задача педагога, в этой позиции – помочь ребенку открыть в
общечеловеческой сокровищнице духовно-нравственных ценностей, богатство собственной души. В позиции «мудрец»
воплощена идея высокого назначения преподавателя - носителя культуры, духовности,
педагога-профессионала, сочетающего в себе широкий теоретический кругозор,
внешнее обаяние, уникальный стиль педагогической деятельности.
Второй –
«культурный» компонент педагогической позиции – «преподаватель» соответствует
педагогической функции вооружения обучающихся культурными нормами, средствами,
способами образовательной деятельности. В данной позиции, преподаватель решает
задачу формирования у ребенка позиции обучающегося («обучающего себя»), приобретения им
«умения учиться», овладения способами учебных действий. Реализуя позицию «преподаватель»,
педагог превращает процесс учения для студента в процесс самообучения:
«приобретение познаний становится плодом самодеятельности самого студента, его
собственного умственного труда, роль же преподавателя сводится к тому, чтобы
руководить процессом умственной работы студента и таким образом обеспечить
достижение правильных результатов».
Педагогический
процесс, ориентированный на овладение обучающимися культурой самообразования способствует
постоянному обмену идей между студентом и преподавателем.
Уникальность позиции преподавателя как
организатора образовательного процесса заключается в особой взаимосвязи
«мудрец» и «преподаватель». Признавая их равноценность в образовательном
процессе, приоритет закрепляется за позицией «мудрец», как непосредственно
относящейся к главной цели развивающего образования - формирование многосторонне и
нравственно – образованного человека, готового к свободной и ответственной
самореализации в обществе.
В современных документах, определяющих
стратегические направления инновационной образовательной политики
профессиональная педагогическая позиция трактуется как миссия
современного педагога. Она включает несколько компонентов, без
которых педагогическая деятельность в новых условиях лишается потенциала
развития:
1. Создание
условий безопасности. Сделать
все, чтобы сохранить и обеспечить здоровье ребенка.
2. Создание
ситуаций развития. Формирования
способности к саморазвитию.
3. Позитивное
стимулирование, поддержка инициатив.
Процесс воспитания инициативности должен строиться на основе сотрудничества, взаимного
уважения и доверия преподавателей и студентов.
4. Обучение
различным способам деятельности. С этих позиций современный образовательный
процесс рассматривается как становление
деятельного студента, способного к проектированию и управлению своей
деятельностью.
5. Обучение
жизненному проектированию. Основная
цель жизненного проектирования - сформировать личностный проект развития
выбранного жизненного пути. Технология обучения жизненному проектированию
предполагает: ознакомление с социальными ролями и смыслами жизни; выработку жизненной программы относительно
социальных целей; овладение способами обеспечения личного роста и развития в
любых условиях.
6. Организация
учебного сотрудничества. Переход
от модели взаимодействия «конкуренция» - к модели «кооперация» является
насущным требованием инновационного развития экономики и общества. Учебное сотрудничество позволяет обеспечить: более высокий уровень
результативности и продуктивности образовательного процесса, формирование более
дружественной, доброжелательной обстановки в группе, повышение самооценки и
коммуникационной компетентности студентов и сохранение психического здоровья обучающихся.
7. Формирование потребности в рефлексии
и самооценке. Без понимания способов своего учения, механизмов познания, обучающиеся
не смогут в полной мере присвоить те знания и умения, которые составляют
содержание изучаемых ими предметов.
Превращение процесса образования в ценностно -
и смысло-определенный образовательный процесс, возможен лишь на основе целенаправленной
проектно-преобразующей деятельности педагога. Отправной точкой этого вида
педагогической деятельности служит позиционное самоопределение педагога, выбор
собственного способа «реализации базовых целей и ценностей личности в ее
взаимоотношениях с другими», составляющего, основу позиции. Целью позиционного самоопределения
педагога - достижение единства профессионального сознания и профессиональной
деятельности.
Преподаватель, обладающий соответствующей
педагогической позицией, призван помочь ребенку максимально раскрыть все
стороны его индивидуальности и должен быть
профессионально готовым к построению гуманных отношений с коллективом обучающихся.
Источник: http://www.uchportal.ru/publ/11-0-0-0-1 |