Щербакова Людмила Васильевна
Главная
Вход
Регистрация
Понедельник, 23.12.2024, 08:23Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [13]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 78

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Проблемы использования информационных и коммуникационных технологий в образовании

Информационная эпоха ускоряет темп, и уже, нет ни одной области человеческой деятельности, где информационно-коммуникационные  технологии не нашли бы применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Одним из главных инструментов в образовании, открывающих путь в новый мир, являются современные информационные технологии. Они позволяют изменить системные свойства важнейших компонент бытия. Исходя из этого, следует, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного образования.

Информационно-коммуникационные технологии образования – это совокупность организационных форм, педагогических технологий и технологий управления образовательным процессом, которые основаны на использовании современных компьютерных и телекоммуникационных систем и обеспечивают достижение принятого образовательного стандарта.

Внедрение ИКТ в процесс обучения ставит перед образованием ряд проблем. Они связаны с необходимостью реализацией индивидуального обучения, созданием специального адаптивного обеспечения, пересмотре функций, задач и информационной культуры педагога, внедрения новых методов обучения с использованием компьютерных технологий в следующих направлениях: контроль знаний, лабораторный практикум, наглядность на уроке, самообразование. Сегодня необходимо, чтобы каждый преподаватель мог целенаправленно использовать ИКТ.  

Решение этих задач – одно из главных направлений информатизации образования на современном этапе. И в первую очередь требуется предусмотреть социально-нравственные и профессиональные последствия внедрения ИКТ в учебный процесс. Традиционный учебный процесс базируется целиком на личности преподавателя. Качество обучения зависит преимущественно от него. Учебные материалы создаются для него, т.к. обучаемым трудно определить порядок изучения тем, использовать задачники,  и т.п.. Естественно, преподаватели разные, что даже при наличии государственных стандартов дает результативность обучения разнообразную.

Внедрение современных информационных и образовательных технологий ситуацию меняет. Здесь личность преподавателя уже менее значима и его работа ведется по отлаженной кем-то технологии, обеспечивающей более высокий уровень качества обучения. А от преподавателя требуется деятельность, связанная индивидуальной работой с обучаемыми.

Другая проблема связана со служебными обязанностями преподавателей. Сейчас, помимо ведения занятий, преподаватели разрабатывают авторские программы, методики, дидактические материалы. При наличии современных компьютерных средств обучения и образовательных технологий большая часть их творчества становится невостребованным. Здесь от преподавателя требуется более высокий уровень деятельности, ориентированный на стратегические, а не тактические образовательные цели.

Весьма важно при внедрении ИКТ в обучение учитывать все их последствия. Так,  использование информационных технологий предполагает в большей части индивидуальное обучение. Причем речь идет о тенденции, суть которой – формирование у обучаемых умений учиться самостоятельно. Реализация подобной тенденции возможна за счет создания специализированных средств, обеспечивающих высокую результативность самообучения. К сожалению, подобной проблемой озадачиваются немногие преподаватели. А проблема весьма актуальна. Исследования показали, что 80% студентов, познакомившись со специальными технологиями самообучения, хотели бы учиться самостоятельно. Сочетать технологии самообучения и традиционные технологии готовы 20% студентов.

Для решения проблем использования ИКТ в учебном процессе необходимо, что бы преподаватели умели:

·        обрабатывать любую информацию при помощи  процессоров;

·        создавать и демонстрировать презентации по учебному материалу;

·        использовать готовые программные продукты по своей дисциплине;

·        организовать работу с электронным учебником на занятии;

·        применять учебные программные средства;

·        осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;

·        разрабатывать тесты и проводить компьютерное тестирование.

 

Литература

1.      Абалуев, Р.Н., Астафьева Н.Г., и др. Интернет-технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. Ч.3. [Текст] – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. – 114 с.

2.      Использование ИКТ в общем среднем образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt1.html. – Загл. с экрана.

Категория: Мои статьи | Добавил: sherbakov (04.06.2012) E
Просмотров: 1354 | Теги: компьютер, информационная технология, Информатика | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz