Информационная эпоха ускоряет темп, и уже,
нет ни одной области человеческой деятельности, где информационно-коммуникационные
технологии не нашли бы применение.
Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации.
Одним из главных инструментов в образовании, открывающих путь в новый мир, являются
современные информационные технологии. Они позволяют изменить системные
свойства важнейших компонент бытия. Исходя из этого, следует, что использование
информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является
актуальной проблемой современного образования.
Информационно-коммуникационные
технологии образования – это совокупность организационных форм, педагогических
технологий и технологий управления образовательным процессом, которые основаны
на использовании современных компьютерных и телекоммуникационных систем и
обеспечивают достижение принятого образовательного стандарта.
Внедрение ИКТ
в процесс обучения ставит перед образованием ряд проблем. Они связаны с
необходимостью реализацией индивидуального обучения, созданием специального
адаптивного обеспечения, пересмотре функций, задач и информационной культуры педагога,
внедрения новых методов обучения с использованием компьютерных технологий в
следующих направлениях: контроль знаний, лабораторный практикум, наглядность на
уроке, самообразование. Сегодня необходимо, чтобы каждый преподаватель мог
целенаправленно использовать ИКТ.
Решение этих
задач – одно из главных направлений информатизации образования на современном
этапе. И в первую очередь требуется предусмотреть социально-нравственные и
профессиональные последствия внедрения ИКТ в учебный процесс. Традиционный
учебный процесс базируется целиком на личности преподавателя. Качество обучения
зависит преимущественно от него. Учебные материалы создаются для него, т.к. обучаемым
трудно определить порядок изучения тем, использовать задачники, и т.п.. Естественно, преподаватели разные,
что даже при наличии государственных стандартов дает результативность обучения
разнообразную.
Внедрение современных
информационных и образовательных технологий ситуацию меняет. Здесь личность
преподавателя уже менее значима и его работа ведется по отлаженной кем-то
технологии, обеспечивающей более высокий уровень качества обучения. А от
преподавателя требуется деятельность, связанная индивидуальной работой с
обучаемыми.
Другая проблема связана со
служебными обязанностями преподавателей. Сейчас, помимо ведения занятий,
преподаватели разрабатывают авторские программы, методики, дидактические
материалы. При наличии современных компьютерных средств обучения и образовательных
технологий большая часть их творчества становится невостребованным. Здесь от
преподавателя требуется более высокий уровень деятельности, ориентированный на
стратегические, а не тактические образовательные цели.
Весьма важно при внедрении ИКТ в
обучение учитывать все их последствия. Так,
использование информационных технологий предполагает в большей части
индивидуальное обучение. Причем речь идет о тенденции, суть которой –
формирование у обучаемых умений учиться самостоятельно. Реализация подобной
тенденции возможна за счет создания специализированных средств, обеспечивающих
высокую результативность самообучения. К сожалению, подобной проблемой
озадачиваются немногие преподаватели. А проблема весьма актуальна. Исследования
показали, что 80% студентов, познакомившись со специальными технологиями
самообучения, хотели бы учиться самостоятельно. Сочетать технологии самообучения
и традиционные технологии готовы 20% студентов.
Для решения
проблем использования ИКТ в учебном процессе необходимо, что бы преподаватели
умели:
·
обрабатывать любую информацию при помощи процессоров;
·
создавать и демонстрировать презентации по
учебному материалу;
·
использовать готовые программные продукты по
своей дисциплине;
·
организовать работу с электронным учебником на
занятии;
·
применять учебные программные средства;
·
осуществлять поиск необходимой информации в
Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
·
разрабатывать тесты и проводить компьютерное
тестирование.
Литература
1.
Абалуев, Р.Н.,
Астафьева Н.Г., и др. Интернет-технологии в образовании: Учебно-методическое
пособие. Ч.3. [Текст] – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. – 114 с.
2.
Использование ИКТ в общем
среднем образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt1.html. – Загл. с экрана.
|