Роль классного руководителя в формировании студенческого коллектива
У педагога есть
трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Классный руководитель
- особый феномен педагогической сферы. В результате сложившейся социально-экономической
ситуации именно он стал ключевым элементом организации воспитания в колледже. Каждый ребёнок, как личность имеет свои задачи, свою
жизненную программу. Это самопознание, самоопределение, саморегуляция,
самореализация.Задача
классного руководителя - создавать условия для саморазвития студентов. И каким бы
студент не был в учёбе -
отличником или «серым» троечником - он, для нас, яркая, индивидуальная
личность, здесь в колледже его место для самовыражения и самореализации.Личность, имеющая высоконравственные идеалы,
разностороннее образование, чёткую гражданскую позицию, исполненной достоинства
и самоуважения, сможет найти своё место в обществе, реализовать свои способности,
жить счастливой жизнью. Помочь ребенку, научить его жить в коллективе
может и должен, прежде всего, классный руководитель.На протяжение
четырнадцати лет я являюсь
классным руководителем. Сегодня студенты моей группы- одни из самых
активных в колледже, реализующие своим участием в жизни колледжа такие принципы как: самостоятельность в
принятие решений, инициативность, активность, заинтересованность.В прошлом учебном году я взяла классное руководство на 1
курсе. И первыми вопросами были для меня следующие: « Сложится ли наша новая студенческая
семья, будет ли нам тепло и хорошо вместе?» Прежде всего, я постаралась определить,
какие же мои студенты каждый отдельно, и как я смогу собрать их в единый коллектив.
Мне очень хотелось, чтобы они раскрылись передо мной, чтобы в этом помогли
родители. Перед собой я поставила ряд задач, это, прежде всего: 1.
Адаптация
студентов.2.
Формирование
и сплочение классного коллектива, дружного и творческого. 3.
Воспитание
социально-адаптированной и толерантной личности.4.
Создание
условий для формирования личности каждого студента.5.
Формирование
нравственно - ценностных взглядов студентов. 6.
Организация
всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться ребятам. Решить эти задачи может только насыщенная жизнь группы
интересными делами. В самом начале работы я вела наблюдения за ребятами в
учебной и вне учебной деятельности. И, чтобы узнать их лучше, было проведено несколько
тестирований. Был составлен психологический портрет не только каждого студента,
но и всей группы, проанализирована документация, имеющаяся на каждого подростка
(личное дело, успеваемость, характеристика).Далее важнейшей задачей стало
создание коллектива. На стадии формирования коллектива на классном
руководителе лежит основная задача по формированию благоприятных условий для
развития каждого ребенка, он поощряет дружбу ребят, предотвращает обострения в
их отношениях, подбирает и предлагает ребятам виды совместной деятельности. Второе, что я сделала на пути по формированию
коллектива, - это провела работу по организации актива группы. В группе все
ребята охвачены поручениями с учетом их интересов, а это способствует развитию
активности, инициативы и деловитости. Совместно был оформлен уголок группы, т.е.
вторым моментом создания коллектива стала работа, которая привела ребят к
мысли, что группа— это их второй дом, где уют, тепло, взаимопонимание зависят
от них самих. Ребята достаточно доброжелательны друг к другу, хотя периодически
возникают межличностные конфликты. Немаловажную роль играет и установление
правильных взаимоотношений с коллективом колледжа. Для жизнедеятельности
классного сообщества существенной значение имеет участие во всех мероприятиях
проводимых в колледже. Наша группа нашла своё место в коллективе колледжа и свою нишу в воспитательной системе. Группа принимает
участие во всех мероприятиях проводимых в колледже, районе и республике. Все
студенты группы охвачены досуговой деятельностью: ребята посещают мужской
вокальный ансамбль «Патриот», занимаются в спортивных секциях. Соревновательный
момент также работает на сплочение коллектива.
С целью изучения взаимоотношений
«преподаватель-студент-родитель» посещаю занятия в группе, провожу индивидуальные беседы с родителями, родительские
собрания: «Процесс адаптации студентов», «Успеваемость и посещаемость занятий»
и др.Обязательным
условием развития личности ребенка в коллективе является создание благоприятного
психологического микроклимата в группе, эмоционального благополучия, потребности
в общении. Каждый ребенок должен найти свое место в коллективе. Я
как классный руководитель стремлюсь создать условия для развития у студентов
творческой инициативы, гражданской позиции, ответственности и всех качеств,
которые востребованы обществом.Стараюсь
добиться наилучшего результата и предельной эффективности любого воспитательного
дела. Результатом работы с группой являются интересные мероприятия: «Посвящение в
студенты»; тематические классные часы и беседы:
«Как использовать свои права», «Экология слова», «Край родной», «Этикет
светского человека», «Жизнь без вредных привычек», «Конфликты в нашей жизни» и
др.При
реализации любой воспитательной концепции очень важно видеть и знать ее результаты.Хотелось
бы отметить, что являясь посредником между растущей личностью и окружающим
миром в формировании духовно-нравственных ценностей коллективно - творческие
дела очень сплачивают студенческий коллектив.Успешно взаимодействовать с
детьми мне помогают следующие правила.
Во-первых, всякое взаимодействие должно быть неформальным. Уметь выслушать ребёнка,
понять мотивацию его поступков, хранить его секреты – залог успешности
отношений преподаватель-студент. Во-вторых, взаимодействие должно
быть справедливым и объективным: избегать панибратства, быть старшим
товарищем, уметь выслушать и быть услышанным. В-третьих, взаимодействие
должно быть направлено на помощь ребёнку в трудных ситуациях советом и деломРезультатом реализации этих
правил стали традиции в группе, которыми дорожат и студенты, и я, как
классный руководитель. Например, в конце каждой недели я спрашиваю у группы: «С
каким самочувствием вы прожили неделю? Кто и чем может помочь своему
товарищу?». Традицией в коллективе стал час откровения. Студенты постепенно
сформировали принципы его функционирования: открытость, гласность, право
голоса, взаимоуважение, честность. Мы договариваемся честно говорить о своих
ошибках, быть объективным к себе и другим, проявлять терпение и терпимость. Час
откровения - своеобразный ринг, во время которого ребята обсуждая проблемы,
высказывая своё мнение, приобретают бесценный опыт общения. Список традиций можно
продолжить, но главное их назначение - сделать общение студентов и преподавателя полезным и необходимым.Для изучения личностных
особенностей ребёнка провожу тесты на уровень развития интеллекта и
способностей. Результаты диагностики значительно облегчают анализ проблем воспитательного
характера, что содействует формированию общего благоприятного психологического
климата в коллективе, организует и стимулирует разнообразную деятельность ребят,
усиливает благоприятное индивидуальное воздействие на каждого студента. Для меня моя группа, как и для каждого из
присутствующих здесь классных руководителей, его группа, - самая лучшая,
любимая, конечно же, доставляющая массу хлопот и переживаний, но вместе с тем
неповторимая и уникальная. И я верю в то, что мои ребята будут всегда дружными,
добрыми, отзывчивыми, смогут согревать окружающих своим теплом. Задача эта
очень сложная, способы её решения более разнообразны. Это и личный пример, и
воспитательная беседа, и советы, и влияние родительского авторитета и мн. др. В своей педагогической деятельности стараюсь
следовать заповедям: Любить
детей! Защитить
их любовью и правдой!Постоянно
искать в ребенке богатство его души!В
конечном счёте, моя позиция такова — мир должен быть основан на любви, доброте,
милосердии, взаимопонимании. Именно в доверии, которое так щедро дарит нам
детское сердце, мы черпаем силы и энтузиазм для нашей непростой, но такой
нужной работы.